Когда люди говорят об угрозе химического оружия, они чаще всего вспоминают Первую мировую войну. Это был первый раз, когда химическое оружие было массово использовано. Враждующие армии массово применяли боевые отравляющие вещества против друг друга, результатом были большие потери всех сторон.
Не так давно боевые отравляющие вещества использовались в Иране и Авганистане. Сирия обладает большими запасами химического оружия. Высокая террористическая угроза и общая нестабильность ситуации в Сирии создает опасность попадания отравляющих веществ не в те руки. Если обычные вооружения могут применяться избирательно к вооруженным группам противника, то при применении отравлящих веществ в больших городах гибнет как живая сила противника, так и мирное население, да и вообще все живое.
Новая опасность воздействия отравляющих веществ идет из стран Азии и Латинской Америки, которые развиваются с фантастической скоростью. Они, как и развитые страны Европы и Америки строят огромные промышленные объекты, использующие огромные количества опасных химических веществ. Последние приходится перевозить железнодорожным, автомобильным и морским транспортом, что увеличивает опасность техногенных катастроф.
Промышленные отравляющие вещества зачастую не менее токсичны, чем боевые. Зариновая атака в токийском метро 1995 года унесла десятки жизней и принесла вред здоровью тысяч людей. Правительство Токио тогда оказалось не готово реагировать на эту атаку. Работа метро была парализована с момента атаки и вплоть до полной очистки помещений метрополитена. Миллионы людей опоздали на работу, были напуганы. Был нанесен большой экономический, моральный и репутационный ущерб.
Одна из главных характеристик ОВ это летучесть, то есть как быстро такое вещество переходит в газообразное состояние. Некоторые ОВ испаряются быстро, тем самым естественно очищая пораженную территорию и давая возможность вскоре занять территорию противника. Другие ОВ остаются на пораженной местности намного дольше, эту территорию сложно очистить и могут потребоваться месяцы для очистки воды и поверхности земли.
В районе Балтийского моря до сих пор сохраняются отравляющие вещества, попавшие туда во время 1-й Мировой войны. В Китае, есть регионы, где отравляющие сохраняются со времени войны с Японией.
Промышленные отравляющие вещества обычно летучи и неустойчивы. Вместе с тем они часто более токсичны, чем боевые отравляющие вещества. В твердой форме они обычно не представляют непосредственной опасности, однако могут все же создавать угрозу при попадении в воду.
Максимально эффективная быстрая реакция на подобный инцидент сохраняет жизни людей и сводит к минимуму другие последствия. Компания Smiths Detection разработала эффективный алгоритм действий при угрозе применения любых отравляющих веществ, который называется “PROTECT-SURVEY-IDENTIFY”.
На первом шаге – PROTECT– осуществляется защита сил и средств ликвидации ЧС. Окружающая территория защищается от воздействия любых газов, которые могут проникнуть из зоны возможного поражения.
SURVEY– второй шаг – установление источника заражения.
IDENTIFY– третий шаг – идентификация химической угрозы. Это очень важная стадия, на которой определяются корректные меры по лечению пораженных людей, очистке и обеззараживанию предметов в зоне поражения.
На каждом из перечисленных шагов применяется наиболее эффективное оборудование:
PROTECT: LCD 3.3, LCD Nexus, GIDS, AIM, Sensa-Linx, Radseeker.
SURVEY: LCD 3.3., Radseeker, Sabre 5000, MMTD, Guardion, HazMatID Elite, HazMatID 360, ACE-ID.
IDENTIFY: LCD 3.3, LCD Nexus, Radseeker, Sabre 5000, MMTD, Guardion, HazMatID Elite, HazMatID 360, ACE-ID.