Системы безопасности объектов транспортной инфраструктуры, объектов жизнеобеспечения, мест проведения массовых мероприятий, например Олимпиада в Сочи, Универсиада в Казани, FIFA, сегодня невозможно представить без применения таких технических средств безопасности как металлодетекторы, газоанализаторы, детекторы взрывчатых и наркотических веществ и конечно интроскопы.
Интроскопия это неразрушающее исследование внутренней структуры непрозрачного объекта и протекающих в нём процессов с помощью звуковых волн, электромагнитного излучения, постоянного и переменного электромагнитного поля или потоков элементарных частиц. Диапазон технологий реализации интроскопии достаточно широк, мы сосредоточимся на таком средстве досмотра как рентгенотелевизионная установка (РТУ), называемое также рентгенотелевизионный интроскоп, использующий рентгеновское излучение и применяемый повсеместно для досмотра багажа, ручной клади и грузов.
На рынке представлена широкая номенклатура интроскопов. Обычно технические характеристики зашифрованы в названии каждой модели (см. номенклатуру инроскопов Hi-Scan).
Ниже показан один из самых распространенных сегодня рентгенотелевизионных интроскопов. Это Hi-Scan 6040i компании Smiths Heimann со снятыми верхней и боковой крышками. Можно видеть синий цилиндр справа внизу – это сердце установки - генератор рентгеновского излучения, который испускает пучок рентгеновского излучения, направляемого коллиматором сквозь досмотровый тоннель на линейку детекторов обычно Г образной формы.
Помещенный внутри тоннеля объект облучается с определенного ракурса. В зависимости от его толщины и материала теряется часть энергии излучения. Остаточная энергия регистрируется особыми детекторами и преобразуется в электрические сигналы, обрабатываемые в процессорном блоке. В результате генерируется теневое рентгенотелевизионное изображение (проекция) инспектируемого объекта, демонстрирующее его внутреннюю структуру, в нашем случае - содержимое багажа, ручной клади и пр.
Анализ ослабления рентгеновского излучения на разных уровнях его энергии позволяет интроскопу определять материалы инспектируемых предметов по эффективному атомному номеру, разделяя их на три группы: органические (закрашиваются оранжевым цветом на рентгенотелевизионном изображении), неорганические (закрашиваются голубым) и промежуточная группа материалов (закрашиваются зеленым).
Ниже показано рентгенотелевизионное изображение типичного предмета багажа: цвет объектов определяет принадлежность к группе материалов, яркость зависит от их толщины (чем больше толщина объекта, тем он темнее на изображении).
С развитием технологий, размеры детекторов уменьшаются. Это позволяет увеличить их количество на детекторной линейке и повысить качество получаемого изображения.
Оптимизация взаимного расположения генератора, конвейерной ленты и детекторной линейки также существенно влияет на качество изображения. На следующем рисунке показана принципиальная схема рентгенотелевизионного интроскопа Hi-Scan 6040i: генератор рентгеновского излучения размещен ниже конвейерной ленты, а рентгеновское излучение направлено вверх. При такой конфигурации чем ближе конвейерная лента к генератору, тем большее количество детекторов участвует в формировании изображения и тем более мелкие предметы видны на экране оператора. Плюсом этой конструкции является малая занимаемая площадь.
С другой стороны, чтобы разместить генератор под конвейерной лентой, необходимо соответственно поднять ее от уровня пола. Это может затруднить досмотр тяжелых предметов багажа и ручной клади, поэтому интроскопы такой схемы применяются для досмотра сравнительно легких предметов багажа и ручной клади на входной группе в аэропортах, других объектах транспортной инфраструтуры, на входе на объекты жизнеобеспечения.
Другая конструктивная возможность размещения генератора реализована в интроскопе Hi-Scan 100100T– сверху с направлением вниз на детекторную линейку как показано ниже. В этом случае конвейерная лента размещается низко над уровнем пола, что позволяет досматривать уже достаточно тяжелые грузы.
Третья опция реализована в интроскопе Hi-Scan 5180si– боковое расположение генератора, которое позволяет разместить конвейерную ленту низко над полом и также досматривать тяжелые объекты. Размещение досматриваемого объекта ближе к генератору, позволяет отображать более мелкие детали. Компенсируя конструктивные недостатки двух предыдущих схем, эта конструкция в то же время требует увеличенную площадь для размещения.
Выбор коструктивной схемы рентгенотелевизионной установки определяется задачами, стоящими, перед силами и средствами обеспечения безопасности.
Сегодня существуют многопроекционные интроскопы, которые одновременно генерируют изображения нескольких проекций исследуемого объекта, существенно увеличивая эффективность досмотра и осмотра. К таким интроскопам относится, например Hi-Scan 6040i (с опциями TIM и Optoscreener) или Hi-Scan 6040-2is компании Smiths Heimann, изображенный ниже:
Эта рентгенотелевизионная установка генерирует две проекции досматриваемого объекта:
Две проекции облегчают идентификацию плоских предметов, например, ножей, отчетливо видимых на экране.
Одновременно, две и более проекций дают больше информации для анализа содержимого. Hi-Scan 6040-2is это новая разработка, современные алгоритмы ПО позволяют дополнительно к атомной массе точно вычислять плотность каждого отдельного предмета багажа. Это дает возможность Hi-Scan 6040-2is надежно обнаруживать жидкие и твердые взрывчатые вещества (ВВ).
Любой рентгенотелевизионный интроскоп можно использовать как изолированное средство либо как неотъемлемую часть современной концепции пункта досмотра, где он используется в составе комплементарных технологий, системное использование которых гарантирует необходимый уровень обнаружения тревог.
Современное программное обеспечение и встроенный интерфейс такого интроскопа, как например HI-SCAN 10080 XCT компании Smiths Heimann позволяют встраивать его в Комплексные Системы Безопасности (КСБ). Наиболее известным примером является реализация в области транспортной безопасности, аэропортов – создание многоуровневых систем обеспечения безопасности аэропортов.
В таких приложениях интроскопы встроены в конвейерные системы, включены в единое информационное пространство объекта транспортной инфраструктуры, объединены в сети и для повышения эффективности работы эффективно дополняют и взаимодействуют с другими технологиями досмотра (детекторы следов взрывчатых веществ, газоанализаторы, средства персонального досмотра и пр.). При этом реализуется необходимая маршрутизация пакетов информации и рентгенотелевизионных изображений для одновременного решения задач Службы Авиационной Безопасности (САБ), Федеральной Таможенной службы (ФТС) а также сил и средств обеспечения безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
Благодаря высокой производительности и функции автоматического обнаружения взрывчатых веществ такой рентгенотелевизионный интроскоп как HI-SCAN 10080 XCT устанавливается на 1 Уровне досмотра и в автоматическом режиме досматривает 100% входящих предметов багажа. При этом те из них, где опасное и запрещенное содержимое обнаружено, перемещаются на следующие уровни досмотра для досмотра комплеметарными технологиями, тогда как остальные объекты направляются в пункт следования.
Таким образом обычная конфигурация многоуровневой системы досмотра заключается в том, что предметы с опасным и запрещенным содержимым, обнаруженным на Уровне 1, автоматически направляются на Уровень 2 для дальнейшего изучения рентгенотелевизионных изображений оператором. При необходимости изображения и предмет направляются на Уровень 3 и так далее. C повышением уровня безопасности растут затраты времени на анализ предмета и его содержимого.
Похожая система внедрена, например, в новом терминале аэропорта Пулково (г. Санкт-Петербург).
Широкая линейка РТУ включает как компактные рентгенотелевизионные установки (РТУ) с размерами тоннеля 500х300 мм (ШхВ) (Hi-Scan 5030C), так и установки для досмотра грузов с сечением тоннеля до 1800х1800 мм (ШхВ) (Hi-Scan 180180-2is pro).
Более 70000 интроскопов Hi-Scan компании Smiths Heimann в стационарном и мобильном исполнении (ScanTrailer 8585SA, ScanTrailer 130100SA) установлены в более чем 180 странах мира, из них - более 3000 в России. Они применяются для досмотра почтовых отправлений, обеспечения авиационной безопасности, досмотра габаритных грузов и для пресечения контрабанды товаров через границы государств.
6.1 Правила наименования интроскопов Hi-Scan.
Наименование интроскопов Hi-Scan компании Smiths Heimann отражает особенности их конструкции:
При заказе такого сложного оборудования как рентгенотелевизионная установка (РТУ, интроскоп) важно работать с компаниями-профессионалами рынка средств безопасности. Официальный дилер обеспечивает гарантию производителя, его персонал обладает большим опытом работы в том числе на российском рынке и авторизован производителем осуществлять ремонт и сервисное обслуживание.
Такая компания поставляет заказчикам лучшие решения мирового уровня «под ключ», начиная с подбора оборудования согласно поставленным задачам, разработки проекта размещения, поставки, пуско-наладки и заканчивая обучением операторов и поставками запасных частей. Эта компания часто является членом экспертного сообщества или ассоциации, объединяющих ведущих профессионалов в области обеспечения безопасности и применения досмотрового оборудования.